СТАТЬИ:

СВОЙСТВО ДРЕВЕСИНЫ

СЛОВО О ДЕРЕВЕ

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН
способы устройства газонов
о подготовке работ на
объектах озеленения

цветники
дорожные плоскостные
сооружения

ФЛОРИСТИКА
раннецветущие растения

АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР

НАШИ АВТОРЫ:
Сергей Гай
Владимир Мухачев

     

Скульптура. Живопись. Творчество скульптора Сергея Гая

 


Художник С.Гай

Париж. Профессор Александр Бауер

Подлинное мастерство начинается тогда, когда о нем можно уже не думать, когда знающая рука движется свободно и не затруднено, когда все чувства и мысли художника, все силы его души вольно и живо раскрываются в образах, результатах работы интеллектуальных и душевных сил автора.

Возможно, эта работа не есть абсолютная искренность, скорее всего, автор, при помощи одного ему известного кода, шифрует свои настоящие мысли, тогда нам представляется своеобразная игра, в которой порой нелегко отделить истинное от поверхностного, скрывающего главное. Можно сказать о некоторых элементах театрализованности, которые присущи искусству конца XX века в целом.

 

Сергей Гай именно тот мастер, в произведениях которого чувствуется сильное интеллектуальное начало, которое проявляется и в выборе тем, в коих он реализует себя как мыслителя, и в аналитическом подходе к материалу и форме его проявления. Автор весьма разнообразен в средствах, в его творческой лаборатории: дерево, камень, бронза, керамическое производство — набор как классических, так и модернистских технологий. Чувство глубокого волнения, сопереживания присуще его произведениям, его мастерство, обладая совершенной степенью свободы, ярко и сильно реализует свою духовную приобщенность к миру беспокойных человеческих страстей.

Сентенция Гоголя, по поводу отсутствия низменных тем для настоящего художника, переживалось мастером в довольно раннем возрасте и значительно расширило диапазон его внимания: ничто не отбрасывается, все может быть осмыслено и превращено в произведение искусства. В первую очередь его интересует созидательная потенция сюжета, человеческой страсти, предполагающей себя как источник вдохновения, работы ума и души художника. Таким примером может служить рельеф "Мастерская Дедала", в которой автор переосмысливает древнегреческий миф о выдающемся инженере, архитекторе, ученом. Трагическая человеческая судьба изгнанника, убившего конкурента и также отца, потерявшего сына, переплетается с выдающимися достижениями творца, проявившего себя многообразно (создание ордерной системы в архитектуре, измерительных приборов, циркуля, пилы, лабиринта, шифровальных кодов и т.д.)

Сложносочиненная структура рельефа, в которой мастер делает попытку соединить в одну повествовательную ткань (может слишком информативную) приемы классической лепки с возможностями современных предметных инсталляций и даже пробует вводить (на мой взгляд, весьма интересно) рисунок в виде графических построений, чем уравнивает изобразительные шансы разных приемов. И все же, наиболее интересна лепка, именно в ней мастер показывает свою виртуозную технику, владение пространством во всей своей полноте.

Скульптуры обладают ценнейшим качеством множества точек зрения. Мастер в равной мере способен решать задачи камерной, кабинетной скульптуры и станковой — монументальной, способной работать с открытым пространством. Можно сказать, главный вопрос скульптуры — вопрос формы — решен автором весьма интересно, динамично, с филигранной техникой и чувством, что отличает его как яркую индивидуальность.

Скульптор Сергей Гай — мастер сформировавшийся самостоятельной работой (1980-90 гг.) вдали от скульптурного цеха, который, в период его становления, был подвязан на госзаказе в системе комбинатов художественного фонда и союза художников. Он больше сторонился общности взглядов и искал свое, чаще от противного, что помогло ему избежать многих болезней скульптуры советского периода времени. Получив профессиональное образование в Абрамцево, он вначале был ориентирован на традиции народного искусства, где были сильны каноны стиля и орнамента. Еще в студенческие годы он работал резчиком деревянной скульптуры в Богородском, где и сформировались его отношения к точно сделанной форме (требования к исполнительскому мастерству были очень высоки). В дальнейшем он резко меняет свои интересы и уходит работать в комбинат монументального искусства, вначале как мастер — исполнитель, затем уже как автор — художник.

Вкусовые пристрастия рано определили его как "формалиста" и даже как "западника". Его творческий метод сформировался под воздействием таких мастеров как Ганс Арп, Архипенко, Мур, Боччони, Земла, но этот опыт был им переосмыслен, и ему удалось найти свое индивидуальное видение, оставшись в обществе эстетической среды живого искусства. Уже первая серьезная работа, созданная в соавторстве со скульптором С. Коганом — «Нулевой цикл» и , выставленная в Манеже в 1986 году, получила шумные отклики как в прессе, так и на экспозиции.

Работа прошла три экспозиции от московского до европейского уровня, вызвала интерес к закупке у Кельнского музея современного искусства и лично г-на Людвига. Политическое вмешательство руководства Союза тогда помешало авторам сразу шагнуть в круг европейски признанных и покупаемых авторов. Однако Гай доказал, что является автором, способным мыслить ново, нестандартно, как в работе над формой, так и с темой произведения, и имеет потенцию серьезного монументально мыслящего скульптора. В дальнейшем это подтвердилось, когда Гай уезжал работать в Италию: за двухгодичный период несколько скульптурных проектов для города (Fondi) и церкви (Napoli), выигранный конкурс по скульптуре (Lucca), мастер класс в Академии художеств.

Модели "Святой Апостол Петр" и "Святой Иоанн Креститель" — почти объемная композиция алтаря католического собора. В 1991 году он представлен Маэстро Джакомо Манцу (Jacomo Manzu), тогда уже тяжелобольному, за несколько недель до его кончины, и получает от него своеобразное благословение старого мастера за работу "Сократ", выполненную в бронзе.

Мастер творчески относится и к заказной работе. Пользуясь правом творца, выходит за рамки заказа в работе над образом и делает это столь убедительно, что результат превосходит желаемое заказчиком — черта присущая большим художникам. Что, в конце концов, приводит к тому, что автора начинают покупать без
предварительного заказа.

Мастер Сергей Гай, скульптурное творчество которого — это процесс не родственный тяжелому (физически) крестьянскому труду, в котором познание материала через его преодоление формирует качественные особенности произведений, а, скорее, процесс интеллектуальный, аналитический, связанный с исторической памятью, где сопоставление характерных особенностей материала и образа позволяют находить интересные решения, как в жанре, так и в пластике.

Конечно же, его волнует человек страстный, непостоянный, меняющийся внешне и внутренне, потому он и появляется у Гая в активной, вибрирующей, драматичной, даже часто очень драматичной форме. Но "драматичная форма" не смотря на то, что вызвана к жизни сильными переживаниями, стремится к обобщенности, к выводам достойным фундаментальных наук. Это часто приводит образ к дегуманизации, к своеобразной холодности и отстраненности даже в портрете ("Автопортрет", "Портрет Гоголя", "Данте"). Волнение автора, отлитое в активную форму, все же стремится уйти от личностного в степень "не от мира сего". Ощущается стремление к библейской эпичности и Дантевской ясности зрения. Его манера лепки складывается из сочетания мощной силы и нежного касания.

С одной стороны, нагромождение мощных форм, которые происходят из биоэнергии Земли, объемы в движении, застывающие лавовыми складками, образуя новую анатомию тел, с другой стороны, текучесть, утонченность связок объемов (группы "Встреча", "Поцелуй", "Ложь", "Пьета", "Харон"). Впечатление, что в окончательной отделке формы потрудились то ли ветры степей, то ли воды морских приливов (может опыт пловца-подводника сыграл здесь не последнюю роль). Зачастую вещи открыто эротичны, нервны, но все же стремятся к знаку, жертвуя множеством деталей, ради удержания композиции в точно задуманном алгоритме. Ради этой ясности, скажем, в движении руки мастера волнует начало и конец, плечо и кисть, своеобразное переосмысление античных образцов в их современном виде. Скажем, у рельефов Пергамского алтаря есть еще один соавтор — время: ущербы, сколы, трещины — вот его работа. Гай в своих произведениях берет на себя труд времени, превращая его в прием.

Творчество Гая — своеобразное священнодействие, очень поэтичное, со своим языком, который, не смотря на закодированность, абстрактность, созидает форму, несущую богатую информацию о великих переживаниях мастера. Его духовные обязанности реализуются в борьбе между тем, что ему навязывает время, объективная реальность окружающего мира и его собственное авторское, постоянно критическое сознание. Ирония и лукавство постоянно граничат с пафосом и страдальческой печалью, но всегда мастер стремится к отстраненности от натуры.

То, что он переживает, для него важнее того, что натура показывает, и это превращает его труд почти в религиозный акт, где сам мастер созидает свою собственную церковь, устанавливая в ней законы внутреннего устройства.

(см. работы а разделе «НАШИ РАБОТЫ»/«АКСЕССУАРЫ для ВАШЕГО ДОМА»

 

 

 

Звоните прямо

СЕЙЧАС

 

 

тел. 8 909 316 10 26 (строительство  
и проектирование)

E-mail : goldretr@mail.ru

 

 
     © 2005 — 2006г., Голден ретривер, Назарова А.В.